Google AdSense

Вековая тяга Подолья

В сентябре нынешнего года одно из легендарных предприятий Юго-Западной железной дороги отмечает вековой юбилей. Об истории локомотивного депо, основанного 100 лет тому назад в селе Гречаны (ныне — микрорайон Хмельницкого), нам поведал его руководитель почетный железнодорожник Анатолий ШИНДЕР.

Наш собеседник трудится в Гречанах уже 41 год. Ему посчастливилось работать с людьми, которые отдали десятки лет местному паровозному депо. Работал он под началом их последователей, заложивших новый фундамент в истории предприятия. Анатолий Николаевич поступил сюда на работу в 1972 г. слесарем-механиком после окончания профильного ПТУ в Жмеринке и службы в рядах Советской армии. В то время Гречаны еще только переходили с паровозной тяги на тепловозную. В 80-е годы прошлого столетия, когда железнодорожные участки на Подолье электрифицировались, А. Шиндер был старшим мастером, а затем и начальником технического отдела, замом по эксплуатации, главным снабженцем предприятия — принял непосредственное участие в очередном этапе развития депо. С 2001 г. он возглавляет здешний сплоченный и профессиональный коллектив, состоящий на сегодняшний день из 500 сотрудников.

Анатолий Николаевич устроил для «Магістралі» подробную экскурсию по депо. Странно, но ничего на этом старом предприятии не напоминает о его почтенном возрасте. Разве что винтовая лестница, ведущая с первого на второй этаж цеха ремонта локомотивов. Но и она, и этот цех, и все без исключения помещения депо содержатся в таких чистоте и порядке, что, кажется, этому депо от силы лет десять. И впечатление мое оказалось правильным: именно в последнее десятилетие тут капитально отремонтировали цех эксплуатации, топливный склад, химико-техническую лабораторию, дом отдыха локомотивных бригад, учебные классы, столовую, котельную, компрессорную, столярно-строительный и ремонтно-хозяйственный цеха. Ремонт облагородил и рабочие места механиков, кузнецов, экспериментальный и электроаппаратное дизель-заготовочное отделения. Не забыли навести марафет и в топливном и автотракторном отделах. Во время нашей прогулки по депо завершался ремонт в местной прачечной.

— Анатолий Николаевич, а почему село, на месте которого 100 лет тому назад построили ваше замечательное депо, называлось Гречаны?

— Из-за близости гречневых полей. Вообще, село это очень старое, основанное еще в 1699 г. Им владели польские шляхтичи Замойские. Это было предместье Плоскирова (позднее — Проскурова) — нынешнего Хмельницкого. В позапрошлом столетии село принадлежало Сергею Нахимову — родственнику известного адмирала.

— Почему именно здесь в 1913 г. решили построить депо?

— Такая задумка появилась еще раньше — в 1909-м, когда возникла Подольская железная дорога. Главная задача данного акционерного общества была обеспечить железнодорожное сообщение между Каменец-Подольском, Проскуровом, Шепетовкой и Коростенем. По сути, это было продолжение проекта Киево-Балтской стальной магистрали, призванной связать черноморские порты с севером Российской империи. В силу благоприятного ландшафта для создания паровозного депо и даже стратегически выгодного географического положения было решено возводить его именно здесь. Впоследствии, в период Первой и Второй мировых войн, место расположения нашего депо себя оправдало. Вот, правда, точной даты основания депо никто не знает. В 2003 г. горел исторический архив в Хмельницком и сохранились лишь сведения по Подольской железной дороге, откуда мы опосредованно черпаем известия о нашем предприятии.

— Какую тяговую технику эксплуатировало депо станции Гречаны за истекшие 100 лет?

— Разнообразие машин было очень большим. У нас ходили паровозы серии Н, И, О и Щ… Со временем им на смену пришли более совершенные машины серии Э, С, Су, ЭР и СО. Все эти локомотивы сыграли особую роль в революционном и военном лихолетьях на Подолье.

В начале 70-х годов прошлого столетия у нас ввели в эксплуатацию первые тепловозы М62-1165, 1211 и 1213. Тогда постепенно отходила в прошлое паровозная тяга как из поездной, так и из маневровой работы. Поступили в наше распоряжение ЧМЭ2 и ЧМЭ3. В связи с этим реконструировали все цеха и отделения, по-новому стали готовить кадры.

На сегодняшний день наше предприятие располагает 11 тепловозами серии М62. Их своеобразие в том, что они с раздвижными колесными парами и могут ездить по территории Западной Европы. Есть три тепловоза серии 2М62, 15 тепловозов серии 2М62у, три тепловоза серии ЧМЭ3, 10 тепловозов серии ЧМЭ3т, два крана на железнодорожном ходу (КДЭ и КЖДЭ-16).

— Анатолий Николаевич, история вашего предприятия — это, наверное, не только техника, но и его передовики. Назовите, пожалуйста, несколько звучных имен местных паровозников и локомотивщиков.

— Значительный вклад в развитие депо станции Гречаны внесли его руководители Л. Червяцов (1936—1944 гг.), А. Кучковский (1949—1952 гг.), В. Милькевич (1955—1962 гг.) и К. Павлов (1962—1965 гг.), а также И. Куропаткин, Б. Рабовский и М. Бартков, возглавлявшие предприятие в период 1966—2001 гг. Есть eще герои Великой Отечественной войны. Прежде всего, это женщины, заменившие мужчин, ушедших на фронт. Славно трудилась паровозная бригада под началом машиниста Розы Шинфильд, помощника машиниста Анны Лисюк и кочегара Евгении Козлик. После победы в этой страшной войне началась реконструкция нашего депо. Тут отличились награжденный орденом Ленина старший машинист М. Гороховский, машинисты Л. Косарь, И. Запайщиков и другие.

— Что, на ваш взгляд, отличает депо станции Гречаны от его побратимов с Юго-Западной железной дороги?

— У каждого ТЧ свои задачи, свое особое предназначение. Сравнивать их трудно. Но наша уникальная специфика как основного локомотивного депо — это, пожалуй, ремонт и техосмотр рельсовых автобусов РА-630М, осуществляющих межрегиональные перевозки, и электропоездов ЭР-9, курсирующих в пригородном направлении.

— Расскажите, пожалуйста, о коллективе депо, принявшем эстафету из рук ваших героических предшественников.

— В последнее время наш коллектив очень омолодился. Большую его часть составляют люди, средний возраст которых до 35 лет. Мы постоянно заботимся о доборе, обучении и расстановке кадров руководящего состава и работников ведущих профессий. В настоящее время в депо трудится 71 человек с полным высшим образованием, 86 — с неполным, восемь сотрудников имеют базовое высшее образование, остальные — профессионально-техническое.

Напоследок хочу отметить, что локомотивщики — народ особый. Они обладают настоящим командным духом, инициативны, ответственны и патриотичны. В столетний юбилей нашего предприятия желаю моим коллегам творческих успехов, высокой заработной платы, семейного счастья, крепкого здоровья и «зеленой улицы».

НАША СПРАВКА.

За шесть месяцев 2013 г. работники локомотивного депо станции Гречаны выполнили 108 % плана перевозочной работы, повысив показатель за аналогичный период прошлого года на 8,8 %. В то же время продуктивность труда составила 108,5 %, что на 8,5 % больше аналогичного прошлогоднего показателя. На сегодняшний день депо обеспечивает пассажирские, пригородные и грузовые перевозки на тяговых плечах Гречаны—Каменец-Подольский, Каменец-Подольский—Ларга, Гречаны—Шепетовка, Гречаны—Казатин, Гречаны—Тернополь, Гречаны—Гусятин, Гречаны—Жмеринка, Хмельницкий—Киев, Хмельницкий—Львов и Хмельницкий—Винница.

14 Червня, 2014  22:07 Переглядів: 1554 Друк
© 2018 | Support by Alexander V. Tarasov ©2015 | Всі права захищені | ДОВІРЕНІСТЬ ВІД 05.05.2015р.
Матеріали сайту не можуть бути використані частково чи повністю без письмової згоди авторів сайту